Грибоедов горе от ума проблемы


Диссертация на тему «Проблемы пространственно-временной поэтики комедии Грибоедова "Горе от ума"» автореферат по специальности ВАК 10. Грибоедова "Горе от ума" тема диссертации и автореферата по ВАК 10. Проблемы художественного времени в « Горе от ума» ГЛАВА ВТОРАЯ Проблемы художественного пространства в « Горе от ума». ГЛАВА ТРЕТЬЯ Грибоедов горе от ума проблемы и Софья: Пространственно-временная обусловленность невстречи героев. Введение диссертации часть автореферата На тему "Проблемы пространственно-временной поэтики комедии Грибоедова "Горе от ума"" Грибоедовская Москва - понятие, усвоенное русской культурой сразу и безоговорочно в связи с шумным успехом комедии Грибоедова « Горе от ума» уже в пору ее первоначального, пока еще рукописного распространения с середины 1820-х годов. Это художественный образ в равной грибоедов горе от ума проблемы пространственный и временной - по терминологии Ученый утверждал: «Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен из целого художественного хронотопа только в абстрактном анализе. Грибоедов горе от ума проблемы временно-пространственные определения в искусстве и литературе неотделимы друг от друга и всегда эмоционально-ценностно окрашены». О древней столице России, овеянной историческими преданиями, русская литература XVIII века повествовала торжественно и задушевно: Град, грибоедов горе от ума проблемы городов владычица прехвальна Великолепием, богатством, широтой! Избранные места России главных чад, 1 Бахтин Формы грибоедов горе от ума проблемы и хронотопа в романе. Вопросы литературы и эстетики. Достойно я хвалю тебя, великий град, Тебе примера нет в премногом сем народе! Венец твой перлами украшен; Алмазный скиптр в твоих руках; Верхи твоих огромных башен Сияют в злате, как в лучах; От Норда, Юга и Востока - Отвсюду быстротой потока К тебе сокровища текут; Сыны твои, любимцы славы, Красивы, храбры, величавы, А девы - розами цветут! Между тем ощущение застойности московской жизни в связи с развитием петербургского периода русской истории уже пробивалось в сатирических зарисовках города, таких, как « Сравнение Петербурга с Москвой» Вяземского 1810« Прогулка по Москве» Батюшкова 1811« Письма из Москвы в Нижний Новгород» Здесь не было грибоедов горе от ума проблемы исторического сопоставления двух, старой и новой, столиц России с непременным рефреном - « Петербург сотнею лет обогнал Москву»,4 - ставшим общей 2 СумарковА. Москве 1755 И Сум ар ков Тем более не было и славянофильского преломления данного спора 1850-х годов: «Россия и Петербург несовместимы. Пора правительству вернуться в Россию, пора возвратиться из Петербурга в Москву». Казалось бы, в комедии « Горе от ума» нельзя обнаружить основного дискуссионного нерва: противопоставления двух столиц. К тому же герой готов признаться: Чацкий Ваш век бранил я беспощадно, Предоставляю вам во власть: Откиньте часть, 5 См. Полное собрание сочинений: В 3 т. Хоть нашим временам в придачу; Уж так и быть, я не поплачу. Боюсь назвать, но признаны всем светом, Особенно в последние года, Что стали умны хоть куда. Скалозуб По моему сужденью, Пожар способствовал ей много к украшенью. Фамусов Не поминайте нам, уж мало ли крехтят! С грибоедов горе от ума проблемы пор дороги, тротуары, Дома и все на новый лад. Чацкий Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни грибоедов горе от ума проблемы их, ни моды, ни пожары. «Автор, - отмечает Лихачев, - может изобразить короткий или длинный промежуток времени, может заставить время протекать медленно или быстро, может изобразить его протекающим непрерывно или прерывисто, последовательно или непоследовательно с возвращениями назад, с « забеганиями» вперед о и т. Кроме того, в произведении может быть соблюдено или нарушено поступательное хронологическое течение времени прошлое - настоящее - будущее в зависимости от воли, сюжетного плана самого автора. Писатели недраматических жанров обладают большей степенью свободы для создания и грибоедов горе от ума проблемы художественного времени, связанного со всеми событиями в произведениях, а в то время как драматург находится в гораздо более стесненном положении. Автор драмы 7 Грибоедов горе от ума проблемы московская церковь, Никола в сапожках, упоминалась лишь в ранней редакции комедии. Поэтому сценическое время всегда получается гуще, интенсивнее, быстрее реального. Драма раскрывает и расширяет временной диапазон отражаемых ею событий своими средствами, - в особенности, путем диалога, являющегося одной из существенных особенностей драмы. Хотя действие в драматическом произведении всегда происходит « теперь», всегда « здесь», всегда на глазах читателя-зрителя, но все-таки драма нуждается в разнообразной информации о том, что происходило, происходит и будет происходить за кулисами сцены. Крас-ногоров подчеркивает неизбежность говорить о прошлом в драматических произведениях. По его мнению, «именно в прошлом нередко таится причина конфликта и пружина действия, однако, это прошлое драма пропускает через настоящее, через момент совершения действия». Драма как род литературы поэтика, генезис, функционирование. Драма как явление искусства. Кино - литература - театр: к проблеме взаимодействия искусств. Приведем как примеры несколько спектаклей например, « Братья и сестры», «Бесы» санкт-петербургского Малого драматического театра. Эти спектакли показываются на сцене более семи-восеми часов. Е Драма как род литературы поэтика генезис, функционирование. Четыре стены и одна страсть или дама - что же это такое? Широко известно, что, хотя Грибоедов отнюдь не был поклонни грибоедов горе от ума проблемы л ком французского классицизма, все-таки он формально соблюдает в своей комедии « Горе от ума» классицистические единства, в частности, придерживается « единства времени». Все действие укладывается в сутки, то есть в грибоедовской пьесе грибоедов горе от ума проблемы день дается автором как настоящее, « сценическое» время. Все события комедии начинаются с неожиданного появления Чацкого в фамусовскую Москву на рассвете одного зимнего дня и заканчиваются его отъездом из Москвы под утро следующего. В сущности, все сюжетное развитие « Горя от ума» заключается в том, что изменившийся Чацкий узнает, насколько « развилась» за время его отсутствия фамусовская Москва. Однако помимо сценического настоящего, в « Горе от ума» еще существует другое время, которое создается и автором в высказываниях всех действующих лиц комедии с учетом театральных условностей. Это - « внесценическое» время, которое дает читателю-зрителю информацию о том, что происходило раньше, происходит сейчас и будет грибоедов горе от ума проблемы потом за сценой. Эти две категории времени восполняют друг друга, представляются грибоедов горе от ума проблемы противопоставленными, иногда взаимосвязанными и взаимонеобходимыми. Они расширяют и уп 13 Бегичев, близкий друг Грибоедова, пишет: «Из иностранной литературы я знал только французскую, и в творениях Корнеля, Расина и Мольера я видел верх совершенства. Но Грибоедов, отдавая полную справедливость их великим талантам, повторял мне: «Да зачем они вклеили свои дарования в узенькую рамочку трех грибоедов горе от ума проблемы И не дали воли своему воображению расходиться по широкому полю? Он первый познакомил меня с « Фаустом» Гете и тогда уже знал почти наизусть Шиллера, Гете и Шекспира». Грибоедов в воспоминаниях современников. Следует подчеркнуть, впрочем, условность понятия «внесцениче-ское время». Основой драмы служит грибоедов горе от ума проблемы протекающее в сиюминутном грибоедов горе от ума проблемыно само оно представлено в столкновении характеров, которые определяются через их формирование в прошлом, через позицию в данной сценической ситуации настоящееа также через стремление к определенной цели желаемое будущее. С этой точки зрения, монологи, диалоги и реплики пьесы постоянно пронизаны временными траекториями - ср. Хоть не теперь, а в детстве, может быть. Чацкий Когда все мягко так? На что же так давно? И как вас грибоедов горе от ума проблемы Чацкий Забыт шум лагерный, товарищи и братья? Платон Михайлович и Нет, есть-таки занятья: На флейте я твержу дуэт А-мольный. Чацкий Что твердил назад тому пять лет? Платон Михайлович Брат, женишься, тогда меня вспомянь! От скуки будешь ты свистеть одно и то же. Лотман отмечает: «Художественное пространство в литературном произведении - это континуум, в котором размещаются персонажи, и совершается действие». «Это пространство, - указывает Лихачев, - может быть большим, охватывать ряд стран в романе путешествий или даже выходить за пределы земной планеты в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлениюно оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразным географическим свойствами: быть реальным как в летописи или историческом романе или воображаемым как в сказке ». Художественное пространство в прозе Гоголя И Лотман В школе поэтического слова: Пушкин. И в данном отношении драма в системе литературы занимает особое положение. Драма - не только произведение для чтения, но и явление, закономерно принадлежащее театру. Комедия, трагедия и драма предназначены для постановки на реально-конкретной сцене, где они полной жизнью и живут, где и воплощается сюжетное действие. При создании драматического произведения драматургу всегда следует учитывать организацию сценического пространства, потому что пространство должно быть действующим, участвовать в движении грибоедов горе от ума проблемы и реализации замысла, создавать атмосферу, помогать актерам создавать образы и само быть образом. Писатели недраматических, прежде всего эпических произведений таких, как роман, повесть, поэма и другие, обладают большей степенью свободы в создании художественного пространства. Казалось бы, драматург находится в более стесненном положении, грибоедов горе от ума проблемы что драматическая форма придает ряд ограничений, то грибоедов горе от ума проблемы 17 сценических условностей, и эти ограничения необходимо преодолевать, прежде всего, для реализации на сцене полного художественного пространства. Для преодоления упомянутого ряда трудностей драматурги максимально используют не только грибоедов горе от ума проблемы персонажей, то есть любые формы высказывания действующих лиц монолог, диалог, реплики, в сторонуно и авторские ремарки, в которых может обозначаться драматургическое пространство. В начале каждого действия акта, картины драмы также существуют обычно указания на пространственную организацию. Хализев отмечает: «Во-первых, условиями сцены задан объем драматических произведений. Во-вторых, портретао-жестовые и пейзажные характеристики, обозначения вещного мира используются здесь лишь в той мере, в какой они « укладываются» в высказывания героев по ходу действия, либо в ремарки, эпизодические и, как правило, краткие В-третьих, драма не в состоянии использовать внутренне монологи героев в грибоедов горе от ума проблемы с сопровождающими их комментариями повествователя, что ощутимо ограничивает ее возможности в сфере психологизма» См. Драма как род литературы поэтика, генезис, функционирование. В любом художественно-литературном произведении, по Лотма-яу, пространственное моделирование понятий также отмечает и Он грибоедов горе от ума проблемы противопоставленные оппозиции « этот и гот», « свой и чужой», « внутренний и внешний», « близкий и далекий», « дом грибоедов горе от ума проблемы лес», « культурный и природный», « видимый и невидимый», « сакральный и профанический» и так далее. Он определяет пространственные свойства как понятия «малый мир - большой мир». Это противопоставление потом ассоциируется с «интерьером - экстерьером», т. Макогоненко, внутренний и внешний планы создают две стороны вещи или явления, они 18 По поводу пространственного моделирования понятий Лотман более подробно объясняет, что такие понятия пространственной оппозиции, как «высокий - низкий», «правый - левый», «близкий - далекий», «открытый - закрытый», «отграниченный - неотграниченный», «дискретный - непрерывный» и другие, не только оказываются материалом грибоедов горе от ума проблемы построения культурных моделей с совсем не пространственным содержанием, но и тесно связываются с общими социальными, религиозными, политическими, нравственными моделями мира, а также получают оценку или значение: «верх - низ», «правый - левый», «праведный - грешный», «ценный - неценный», «хороший — плохой», «понятный - непонятный», «свой - чужой», «доступный - недоступный», «концентрический - эксцентрический», «по сию - по ту сторону границы», «прямой - кривой», «смертный - бессмертный», «инклюзивный - эксклюзивный» то есть «включающий меня -исключающий меня» и т. В этом смысле может существовать сходство или отожествление одного понятия с другим. Например, понятие « близкий» может быть связано и тем более по смыслу ассоциировано с « своим», « хорошим», « понятным», « доступным», а « далекий» - с « чужим», « плохим», « непонятным», « недоступным». Все это складывается в некоторые модели мира, наделенные отчетливо пространственными признаками. Об этом подробнее см. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. О метаязыке типологических описаний культуры Н Лотман В качестве внутреннего мира одно из них представляет собой « сцену», т. Здесь же дается информация о том, что происходило, происходит и будет происходить за пределами сцены, где-то во « внешнем» пространстве. Итак, если в рамках драматического произведения конкретное сценическое пространство можно определить как понятие « теперь здесь», то внесценическое - как «раньше, теперь, потом - где-то за кулисами». Эти две пространственные категории представляются полярно противопоставленными и в то же время взаимосвязанными и взаимно необходимыми. Благодаря взаимодействию этих двух пространств, драматическое произведение может расширяться и уплотняться « границами» сцены. Лотман прежде всего подчеркивает оппозицию «внутренний - внешний». Художественное пространство в прозе Гоголя. Художественное пространство в прозе Гоголя. Нельзя не заметить, что в качестве сценического произведения драма в своей пространственной ипостаси имеет определенное преимущество по сравнению с другими родами литературы, лирикой и эпосом: она наглядно и пластично представляет событие. И в этом отношении уже современники отмечали новаторство Грибоедова. Старики разбрелись к карточным столам». Немаловажно и то, что множество грибоедовских персонажей как сценических, так и внесценических постоянно представлены в определенном пространственно-временном ореоле: Скалозуб, засевший в траншею; "черномазенький, на ножках журавлиных" в столовых и в гостиных; Максим Петрович - на куртаге у государыни; Репетилов -в "шумном заседании" и пр. Грибоедов в русской критике: Сборник статей. Заметки о комедии « Горе от ума» Публикация, предисловие и примечания По образному определению Герцена, в комедии Грибоедова, в Чацком, ее главном герое, запечатлено «брожение, в силу которого невозможен застой в истории и невозможна плесень на текущей, но замедленной волне ее». Это в грибоедов горе от ума проблемы мере относится и к « Горю от ума». «Одним из типов восприятия « Горя от ума» в начале двадцатого - Лавров, - были своеобразные ностальгические ретроспекции - художественные образы литературы прошлого представали пленительными и неповторимыми и в то же время воспринимались как символы ушедшей культуры. При таком угле зрения все конфликты грибоедовского произведения, естественно, стираются, уродливые черты прошлого угасают, мир « Горя от ума» 25 предстает как бы запечатленным на старинной миниатюре». Другой полюс интерпретаций намечен в рецензии на спектакль « Горе уму» Мейерхольда: « Пьеса Грибоедова, написанная сто лет назад, устарела. Но внутреннее содержание творчества Грибоедова не умираете. Но из искусства столетней давности он берет революционный творческий подъем, намереваясь связать его с современностью и тем самым укрепить его, объяснить и сделать грибоедов горе от ума проблемы громадное напряжение творческой революционной энергии далекого прошло 26 ГО». И здесь мы должны снова вспомнить замечание Бахтина о ценностной оценке, неизбежно присутствующей в художественном хронотопе. Наше исследование посвящено выявлению авторского грибоедовского содержания пространственно-временных категорий художественного мира « Горя от ума». Сочинения: В 9 т. R Грибоедов в литературе и литературной критике конца XIX -начала XX в. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общим местом критических откликов на комедию « Горе от ума» в течение многих десятилетий было некое неопределенное удивление, суть которого отражена, к примеру, оценкой Достоевского: « Комедия Грибоедова гениальна, но сбивчива». Гончаров, - представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, грибоедов горе от ума проблемы короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного - Чацкого. Так они начертаны верно и строго и так примелькались всем. Только грибоедов горе от ума проблемы Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде. Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся еще долго». Фамусовская Москва предстала в « Горе от ума» как исторически исчерпанный в себе феномен. Уже в начале 1830-х годов, спустя всего несколько лет после появления комедии, « московский отпечаток», косный и самодостаточный, воспринимается как навек отошедший в прошлое, вполне исчерпанный. «« Горе от ума», - вздыхал повествователь пушкинского « Путешествия из Москвы в Петербург», - есть уже картина обветшалая, печальный анархизм. Вы уже в Москве не найдете ни Фамусова, который всякому, ты знаешь, рад - и князю 1 Достоевский Дневник писателя 1881 II Достоевский Петру Ильичу, и французу из Бодро, и Загорецкому, и Скалозубу, и Чацкому; ни Татьяны Юрьевны, которая Бал дает нельзя богаче От Рождества и до поста, А летом праздники на даче. Хлестова - в могиле; Репетилов - грибоедов горе от ума проблемы деревне. В такой психологической нивелировке, расценивающей мир « Горя от ума» как однородный, следует увидеть попытку примирить непримиримое. А между тем в « Горе от ума» не только подводятся итоги минувшему, но и прозревается историческое движение: жизнь, не уложившаяся в законченные формы, таящая в себе зародыш будущих явлений. Данное качество комедии, прежде чем оно будет осознано критикой, породило небывалое количество « продолжений» « Горя от ума», попыток грибоедов горе от ума проблемы художественной форме представить, как дальше сложатся судьбы грибоедовских героев. Ни одно из произведений русской литературы не может в этом отношении сравниться с комедии Грибоедова. Нам представляется, что это впрямую связано со своеобразием художественного хронотопа произведения, в котором время и пространство, в конечном счете, оказались разомкнутыми, настолько ощутимо и непреодолимо, что тенденция исторического движения, намеченная в « Горе от ума» прежде всего в судьбе Чацкого и отчасти Софьиза 3 Пушкин Горе от ума Пьеса. Пиксанов при участии « Литературные памятники»8. Словари комедии « Горе от ума» Словарь комедии "Горе от ума" Алфавитно-частотный и частотный словари комедии Грибоедова "Горе от ума". Словарь комедии "Горе от ума" Комментарии к комедии « Горе от ума» Горе от ума Пьеса. Грибоедова "Горе от ума". Сборники статей об Грибоедове и его творчестве 17. Грибоедов в русской критике: Сборник статей. Материалы к биографии: Сборник научных трудов. Грибоедова: Сборник литературоведческих и методологических статей. Монографии и статьи об Грибоедове и его творчестве 27. Эпоха Грибоедова и Пушкина. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. Вопросы теории истории эстетики: Сборник статей. К вопросу о художественном новаторстве На повороте истории, на повороте литературы О комедии « Горе от ума» Грибоедова. О внесценических образах в « Горе от ума» Грибоедова и русских стихотворных комедиях ХУШ начала XIX вв. О крылатых словах Грибоедова: К 180-летию со дня рождения Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. Имя героя комедии Выпуск 2 28 : Республиканский межведомственный сборник. Грибоедов в меняющемся мире. Флейты на площади: Театр. « Горе от грибоедов горе от ума проблемы до сих пор не разгаданное и, может быть, величайшее творение нашей литературы. Очерки о русских писателях. « Горе от ума» в литературно-общественном сознании XIX XX вв. Поэтическая образность комедии Сочинения: В 2 т. Заметки о поэтике и стиле комедии Грибоедова « Горе от ума»: К 180-летию со дня рождения Концепция « чувствительного» героя в « Горе от ума» в аспекте литературной полемики Конфликт, герой и автор в комедии Грибоедова « Горе от ума» И Метод и мастерство. Выпуск 1: Русская литература. Частотный словарь языка комедии Читая и почитая Грибоедова: Крылатые слова и выражения. В предчувствии Пушкина: Батюшков в русской словесности начала XIX века. Грибоедов: Факты и гипотезы. Роль « интермедии» Репетилова в комедии Мотивы и образы "Горя от ума" в комедии Сценическая композиция и характеры. Теория и практика литературного анализа. Комедия в стихах « Горе от ума» Литературное окружение и восприятие. Эволюция художественного миропонимания в творчестве Функция художественного образа в историческом процессе. « Горе от ума» Чацкий. « Горе от ума» во второй половине 20-х годов и начале 30-х. Литературно-критические работы: В 2 т. Краткий очерк жизни и творчества. Очерк жизни и творчества. Грибоедов: Исследования и характеристики. Грибоедов: Исследования и характеристики. Репертуар кушаний и напитков в русской классической драматургии с конца XVIII до начала XX столетия. Наши собеседники: Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов. Грибоедова « Горе от ума». Творческий потенциал эпистолярной прозы Пушкин и его современники. Об особенностях драматического диалога грибоедов горе от ума проблемы комедии Пушкин и Грибоедов Два эпизода творческих взаимодействий. Пушкинский отзыв о « Горе от ума». Проблема национальной самобытности в творчестве Исследования интерпретации обзор юбилейной грибоедовской литературы. Островский и литературно-театральное движение XIX XX веков. Грибоедовские персонажи в творчестве Драматургия начала XIX в. Проблема художественного пространства в комедии Шаховского в историко-литературном процессе 1800-1840-х годов. Грибоедова "Горе от ума". Russian Drama from Its Beginnings to the Age of Pushkin. Griboedov et la vie littéraire de son temps. Грибоедов горе от ума проблемы о русской драматургии и театре 127. История русской комедии XVIII в. Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний. Мейерхольд: В 2 т. Кино литература - театр: к проблеме взаимодействия искусств. Очерки по истории русского драматического театра. История русского дореволюционного драматического театра: В 2 ч. Драма как эстетическая проблема. О действенном анализе пьесы и роли. Четыре стены и одна страсть или драма что же это такое? Былое лето: Из воспоминаний зрителя. Беседы: В 2 ч. Мейерхольд и другие: Мейерхольдовский сборник. Проблема личности в русской классической драматургии: Философские аспекты. О режиссерском творчестве Серия « Жизнь в искусстве». Из записных книжек: В 2 т. Зеркало сцены: В 2 т. Русский театр XIX века. Драма как явление искусства. Драма как род литературы Поэтика, генезис, функционирование. Критический реализм и русская драма XIX века. Теория литературы и краеведение 165. Сказочный текст и традиционная культура. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Формы времени и хронотопа в романе. Вопросы литературы и эстетики. Московский Английский грибоедов горе от ума проблемы Страницы истории. Русская литература XVIII века. Жизнь в свете, дома и при дворе. Русская античность: Содержание, роли и судьба античного наследия в культуре России. Мотив "дома" в творчестве Москва в 1812 году. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. Светский этикет пушкинской поры. История русской литературы ХУШ века. В школе поэтического слова: Пушкин. Избранные статьи: В 3 т. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства XVIII начало XIX века. Статьи и заметки 1960-1990. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Выпуск 5: Виды искусства и современность. Реализм Гоголя и проблемы гротеска: Автореф. История Москвы в памятниках культуры: К 850-летию столицы. Московские слова и словечки. Как воспитывали русского дворянина. Комментарий к роману Пушкина « Евгений Онегин». Сатира Щедрина и реалистический гротеск. Очерки формирования русской национальной культуры: Первая половина XIX века. Проблемы комизма и смеха. История и время в поисках утраченного. Легенды и мифы Москвы. «Душа» как базовый культурный концепт в поэзии Образ: Исследования в области мифопоэтического. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. «Рассказали страшное, дали точный адрес. Сочинения русских писателей и критиков 237. Опыты в стихах и прозе. Серия « Литературные памятники». « Библиотека поэта» Большая серия. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Сочинения: В 9 т. Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций OCR. Грибоедов горе от ума проблемы связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.

комментарий:

комментарий
 

Грибоедов в русской критике: Сборник статей. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, Дмитро Іванович Яворницький...